You are here:Главная»Новости»Воскресенск»Баржа у левого берега реки Москва в Воскресенске приковала внимание горожан
Воскресенье, 21 июля 2013 00:00

Баржа у левого берега реки Москва в Воскресенске приковала внимание горожан

Картинка воскресного дня - плавательное судно с биржей пришвартовалось у левого берега Москвы-реки неподалеку от усадьбы Кривякино. Жители города привыкли к пейзажам водной артерии с плавающими судами, но судно явно их заинтересовало. Они любовались на баржу с пешеходного моста. Существует предположение - судно село на мель, подобные случаи в истории судоходства не редкость.

История судоходства по реке Москва до революции

В XIII-XV веках Москва-река была важной водной магистралью Руси, узлом ряда водных путей. Реки в то время были основными, а нередко единственной возможностью для отправки грузов, перевозки людей. Летом по ним плыли купцы со своими караванами, передвигались военные отряды. Зимой, когда река покрывалась льдом, водоемы превращались в санный путь. Легкие суда древних руссов легко перетаскивались из одной реки в другую при помощи лыж, катков и прочего снаряжения.

Подмосковные воды – родина российского военного флота. На Оке, в 28 км ниже устья реки Москва, был построен при царе Алексее Михайловиче первый трехмачтовый корабль «Орел». В XVII веке с ростом внешней и внутренней торговли увеличилась потребность в удобных водных путях.

Река Москва веками подмывала свои мягкие берега. Размытая почва, состоящая главным образом из наносных образований – песка, глины, суглинка, оседала на дно, образуя перекаты и отмели. На некоторых перекатах суда садились на мели, и с помощью рабочих и лошадей приходилось снимать баржу с мели. Иногда баржу засасывало, и тогда ее продавали на месте на слом.

На Оке и Москве, несмотря на их мелководье, первые пароходы пустили почти в то же время, что и на Волге. Один из первых пионеров пароходного дела в России В.А. Всеволожский уже в 1816 году пытался отправить свои пароходы по рекам до Москвы.

В 1836  закончили сооружение в черте столицы Руси Водоотводного канала, плотины и шлюза с двумя камерами. Ширина шлюза равна  18 аршинам, Министерством путей сообщения  издало распоряжение разрешить плавание по Москве–реке судам длиной не более 29 сажен и шириной не более 17 аршин. Ограничение стало значительным тормозом в развитии судоходства, ограничивающим размеры судов. В 1858 пароходы «Николай» и «Москва» начали совершать рейсы от Москвы до Коломны и Нижнего Новгорода.

В навигацию 1874 года по магистрали проследовало 416 судов с 4170 тыс. пудов груза. С 1878 г. начали плавать туерные пароходы москворецкого пароходства, часть из которых была построена в Москве.

До Великой Октябрьской революции по главной водной артерии не было регулярного пассажирского движения. С начала текущего столетия стало развиваться грузовое движение в закрытых баркасах. Оно носило сезонный характер, связанный главным образом с отправкой грузов на Нижегородскую ярмарку и обратно. При этом гарантировалась срочная доставка грузов от пяти до семи дней.

С 1887  в черте столицы открыли внутригородское пароходство, обслуживавшее пассажиров, главным образом, по праздничным и воскресным дням, по маршруту Болотная площадь – Дорогомилово.

Судоходство по Москве в советское время

В первые послеоктябрьские годы речной транспорт пришел на помощь железным дорогам, работавшим в то время с большим напряжением. От Москвы до Рязани открыли пассажирское движение небольшими одноэтажными пароходами «Даргомыжский», «Полезный», «Витязь» и «Совет». В дальнейшем в линию дополнили большего размера, полутораэтажным пароходом «Волна».

В 1923 году из Москвы пошли уже двухэтажные пароходы: «Успех», «Благодарный», «Нижний Новгород», «Мантурово». С 1932 года транзитная линия Москва-Горький стала беспересадочной, ранее пересаживали пассажиров в Рязани. Новшество создало экономию в перевозке грузов и максимальные удобства для пассажиров и туристов.

С навигации 1931 года в черте Москвы открыли внутригородские пароходные линии, оборудованные моторными катерами, которые москвичи называют «речными трамваями». На следующий год на внутригородских линиях стали работать двухэтажные комфортабельные пароходы, построенные Балаковским судостроительным заводом.

Пригородные и экскурсионные линии по Москве-реке вышли далеко за пределы города. Речные трамваи стали совершать рейсы вверх по водной артерии до Кунцева и Крылатского, вниз – до села Коломенского.

До сих пор речной транспорт считался транспортом «малых скоростей», но 20 июня 1949 года теплоход «Татария» отправился из Вольска с цементом в количестве 1886 тонн и доставил груз в Москву на половину суток раньше, чем бы доставили по железной дороге в маршрутном поезде.

В навигацию 1952 года перевезено больше грузов и пассажиров, чем в довоенном 1940 году. С ранней весны, вслед за проходом льда, и до поздней осени, до ледостава, десятки пароходов и сотни барж бороздят воды Москвы-реки.

Прочитано 2645 раз

Галерея изображений

Оставить комментарий